Текст Текст
Текст
Текст
КонсультантПлюс-надежная правовая система Текст

Научные труды Бураева Р.А.

Министерство образования и науки Российской Федерации Кабардино-Балкарский Государственный Университет

РАУФ АЛИЕВИЧ БУРАЕВ (БОРЕЙ)


Библиографический указатель научных трудов


Нальчик 2008

Рецензент:

Директор научной библиотеки КБГУ, Заслуженный работник культуры КБР Уначева Р. Н.

Составитель:

Тхазеплова Ж.С.

Бураев Р.А. Библиографический указатель научных трудов -Нальчик.: КБГУ.-2008.-31с

Биобиблиографический указатель посвящен доктору географических наук, профессору, заведующему кафедрой социально-экономической географии КБГУ Рауфу Алиевичу Бураеву.

Он содержит перечень трудов с 1954 -2007гг., опубликованных в научных, научно-методических и научно-популярных изданиях и картографических работах.

Материал расположен в хронологическом порядке. Вспомогательный аппарат представлен "Именным указателем соавторов."

Описание произведений печати приведено в соответствии с ГОСТ 7.1-84 и ГОСТ 7.12-77.

Рекомендовано РИС университета

Предисловие


Бураев Р.А. - доктор географических наук, профессор, почетный работник высшего образования России, заслуженный деятель КЧР. Заведующий кафедрой социально-экономической географии КБГУ. Автор более 130 публикаций.

Закончил Ставропольский государственный педагогический институт по специальности география с присвоением квалификации учителя географии средней школы. Работал учителем Хабезской средней школы, затем секретарем Хабезского райкома ВЛКСМ КЧР.

Аспирант Института географии АН СССР. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук по теме "Карачаево-Черкессия автономная область: Экономико-географическая характеристика" в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. ВАКом был утвержден в ученом звании доцента кафедры "Экономика и статистика социалистического сельского хозяйства" экономического факультета Ставропольского сельскохозяйственного института. Присуждена ученая степень доктора географических наук за диссертационную работу "Географические проблемы изучения национальных экономических районов областного типа на примере национальных автономий Центрального Кавказа", защищенную на географо-геологическом факультете Тбилисского государственного университета. За достигнутые успехи, было присуждено ученое звание профессора по кафедре экономической географии Ставропольского государственного педагогического института. Работал лектором Карачаево-Черкесского обкома КПСС, был ученым секретарем Карачаево-Черкесского НИИ.

Будучи профессором Ставропольского государственного педагогического института, преподавал также в заочной зональной Высшей партийной школе при ЦК КПСС.

По настоятельному приглашению ректора КБГУ Тлостанова В.К. начал работать профессором кафедры политэкономии, затем, в связи с основанием экономического факультета стал заведующим кафедрой бухгалтерского учета. 23 года работы в КБГУ по становлению и развитию экономического факультета был периодом интенсивного процесса организации подготовки экономических кадров для народного хозяйства. В настоящее время кадровый состав экономического факультета представлен по сути теми, которые начали учиться после создания факультета. Разносторонность научных интересов позволила Бураеву Р.А. создать ряд учебных, учебно-методических пособий. Им был разработан курс "Размещение производственных сил и экономика районов СССР" и издано соответствующее учебное пособие.

Большой интерес Бураева Р.А. к проблемам экономики и ресурсов населения и трудовых ресурсов истории Кабардино-Балкарии привели к тому, что он разработал курс и учебник для вузов по экономике и экономической географии КБР. За небольшим исключением курс читается на всех факультетах и специальностях университета. Им было издано учебное пособие для семинарских занятий "Семинары по экономике и экономической географии".

Творческий путь Бураева Р.А. ознаменован публикацией книг, научных статей, изданием научно-методических пособий, разработкой методических пособий, курсов и т.д. Теоретические и практические вопросы изучения национально-территориальных образований нашли свое отражение в работах, опубликованных в центральных, региональных изданиях нашей страны и в ряде зарубежных стран.

Основополагающей идеей изучения производительных сил национальных регионов в научных трудах Бураева Р.А. является комплексное пространственное исследование, изучение сложных народно-хозяйственных систем, их структурный анализ, определение перспектив социально-экономического развития горных территорий.

Важным аспектом творческой деятельности ученого является популяризация географии. Тем более она оказалась весьма актуальной для Кабардино-Балкарии, потому что вплоть до 2000 года КБГУ не готовил географические кадры. Это существенным, отрицательным образом сказалось на школьном образовании многих поколений республики. Как заметил крупнейший специалист в области геоурбанистики Лаппо Г.М. "…популяризация географических знаний принадлежит к числу очень важных задач нашей науки. И если способен в этом жанре работать, то делать это обязан" .

По инициативе ректора Карамурзова Б.С. и непосредственном участии Бураева Р.А. стала функционировать специальность "География" при биологическом факультете. Несмотря на все сложности уже сделано три выпуска специалистов-географов. За это же время издан учебник для вузов "Социально-экономическая география Кабардино-Балкарии", для тех, кто изучает республику в рамках национально-регионального компонента. В 2007 г. опубликовано учебное пособие, которое содержит задания для семинарских занятий по курсу "Экономика и экономическая география КБР". Учебник и учебное пособие являются завершающими публикациями комплекта, разработанногоавтором единой модели школьно-вузовского образования по географии КБР. Таким образом, завершен первый опыт в стране по созданию единой модели школьно-вузовского образования по географии для субъектов Российской Федерации.

Бураев Р.А. - член редакционной коллегии ежеквартального литературно-художественного и общественно-политического журнала "Черкессия". Он является членом диссертационного совета ВГИ Федеральной службы России по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды.

Проректор КБГУ, профессор Шебзухов А.А.

Биографические сведения о Р.А. Бураеве


1955 - закончил Ставропольский государственный педагогический институт по специальности география с присвоением квалификации учителя географии средней школы. Работал учителем Хабезской средней школы, затем секретарем Хабезского райкома ВЛКСМ КЧР.

1957-1961 - аспирант Института географии АН СССР.

1962 - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук по теме: "Карачаево-Черкессия автономная область: экономико-географическая характеристика"

1961-1963 - лектор Карачаево-Черкесского обкома КПСС.

1964 - доцент кафедры "Экономика и статистика социалистического сельского хозяйства" экономического факультета Ставропольского сельскохозяйственного института.

1967-1973 - ученый секретарь Карачаево-Черкесской НИИ.

1974 - присуждена ученая степень доктора географических наук за диссертационную работу "Географические проблемы изучения национальных экономических районов областного типа на примере национальных автономий Центрального Кавказа".

1976 - присуждено ученое звание профессора по кафедре экономической географии Ставропольского государственного педагогического института.

1976 - профессор Ставропольского государственного педагогического института, преподаватель в заочной зональной Высшей партийной школе при ЦК КПСС.

1976-1977 - профессор кафедры политэкономии.

1979 - заведующий кафедрой бухгалтерского учета.

2000 - по инициативе ректора Карамурзова Б.С. и при участии Бураева Р.А. стала функционировать специальность "География".

2001 - и по настоящее время заведующий кафедрой социально-экономической географии КБГУ.

К юбилею ученого

75 лет - это в известном смысле рубеж в жизни каждого из нас, но для некоторых не последний. Для ученого, каковым именно по праву считается Р. Бураев, далеко не последний. Но на таких юбилеях вполне правомерно подвести итоги творческой деятельности и отметить выдающиеся черты личности и значительные события на жизненном пути человека.

Бураев Рауф Алиевич (Борей) родился 15 октября 1933года в ауле Хабез Карачаево-Черкесской автономной области.

В его послужном списке трудовой деятельности наибольшее место занимает научная и педагогическая работа в высших учебных заведениях в качестве доцента, а затем профессора. В настоящее время он заведующий кафедрой "Экономической, социальной и политической географии" отдела географии биологического факультета Кабардино-Балкарского университета.

Его первая научная статья, опубликованная в сборнике "Материалы по изучению Ставропольского края, под названием "Карстовые воронки Хабезского района Черкесской автономной области" 1954 года, вышла в свет, когда он был студентом 3 курса географического факультета Ставропольского педагогического института. Статья была замечена отечественными и зарубежными учеными карстоведами и спелеологами.

Знаменательной вехой его научной деятельности явился выход в свет статьи в годы его учебы в аспирантуре Академии наук СССР под названием "Черкезссия" в журнале "География" Академий наук Болгарской народной республики в 1959 году. При очень широком диапазоне интересов ученого важное место в его исследованиях занимают проблемы географии производительных сил национальных регионов Северного Кавказа. Среди научных статей, монографий, учебников и учебных пособий своей фундаментальностью выделяются книги "География производительных сил Карачаево-Черкессии" 1971года, "Нальчик: Экономико-географический очерк" 1981 года, второе издание в 1985 году и др.

Известный ученый, заместитель директора Института географии Академии наук СССР, профессор Преображенский В.С., писал Р.А. Бураеву о книге "Нальчик": "…в структуру географической характеристики Вы внесли много своего. Бесспорным достоинством является введение в текст современных представлений и проблем. Известно, что многие географо-краеведческие строятся в расчете на некоего "читателя-потребителя", которого стараются оберегать от новых вопросов, взглядов, теоретических знаний. Хорошо, что вы отнеслись к своему читателю с уважением, с доверием к его уму и заинтересованности".

Научные работы Р.А. Бураева нашли свое отражение в фундаментальных изданиях в СССР, а некоторые были опубликованы за рубежом. Так, он является исполнителем трех крупных разделов монографических комплексных работ "Альпы - Кавказ. Современные проблемы конструктивной географии горных стран" и "Большой Кавказ - Стара-Планина" по сравнительно географическому анализу развития и размещения хозяйства. Его работы опубликованы во Франции, Болгарии, Турции и других странах. Он выступал с докладами на ряде всесоюзных и международных симпозиумов: -франко-советский симпозиум в1974г; международный симпозиум по географии туризма и отдыха в 1976г; международный симпозиум СССР-Болгария по проблемам освоения и комплексного развития хозяйства горных районов и охраны природы в 1978г, проходивший в Болгарии и в 1979 году, который проходил в СССР; был участником международного географического конгресса в Москве и выступал с научным докладом по проблемам сравнительного анализа уровня хозяйственного освоения французских Альп и Кавказа в 1976г; был членом координационного совета стран-членов СЭВ по выполнению темы 1.2.СЭВ "Социально-экономическая и экологическая оценка природно-технических территориальных структур" с 1983г; и т.д

В трехмерном библиографическом справочнике А.В.Краснопольского, изданном в Санкт-Петербурге в 1993году, его фамилия значится в ряду ведущих отечественных географов нашей страны. В настоящее время занимается отработкой единой модели школьно-вузовского образования по географии КБР. В учебно-методический комплект входит учебник "Экономическая и социальная география КБР", "Комплексный географический атлас Кабардино-Балкарской Республики", Настенная карта "Кабардино-Балкарская Республика. Экономическая карта для общеобразовательных учреждений - масштаб 1:300000", книга - "География Кабардино-Балкарии: что, где, когда?". Готовится к изданию методическое пособие для учителей, издан учебник для вузов "Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарии". Реализуемая им единая модель школьно- вузовского образования по географии КБР является первым опытом, посвященным одному из субъектов нашей страны.

Много сил и энергии отдает профессор Р.А. Бураев обучению и воспитанию молодежи. Подготовка молодых специалистов, молодой смены ученых, педагогов - очень серьезная и ответственная обязанность, - говорит профессор. В вузе много форм обучения - лекции, практические занятия, научные кружки и т.д. Однако они не в состоянии обхватить весь обширный объем знаний, накопленный наукой. И здесь главное научить студента мыслить творчески, работать самостоятельно, пробудить в нем глубокий интерес к избранной профессии"…

Р. Бураев прошел 75 лет с достоинством, постоянно проявляя благородство, с чувством рыцарской чести, что редко встречается в современном мире, отличаясь кристальной честностью и порядочностью. Все эти врожденные черты делают юбиляра самодостаточным и выдающимся человеком и восполняют с лихвой забывчивость, свойственную нередко обществу в оценке деятельности одного из его членов. Народы Карачаево-черкесский и Кабардино-Балкарий, ждут от тебя новых свершений на твоей трудной, но славной стезе, дорогой Рауф Алиевич.

Профессор Х. ХАПСИРОКОВ

Дорогу осилит идущий (о себе и своих работах).

"Не нужно ценить себя выше своих

способностей и не нужно себя унижать"

И. Гёте

Имеются ли у меня основания рассказать о себе. Думаю, что да, хотя бы потому, что я типичный представитель целого поколения людей трудной судьбы. Вполне понятно, что канва факторов биографии в отрывочных и кратких описаниях также не всегда дают полное представление и недостаточно выразительно отражают судьбу человека. Тем не менее, когда имя ученого связано с судьбой истории становления и развития родной земли, то, по всей видимости, более удачной формой издания представляет собой именно биобиблиографический указатель.

У каждого ученого своя дорога жизни. Для одних она тянется прямой стрелой, словно стелется по равнинным просторам науки без зигзагов и изломов. Есть и такие, для которых она становится извилистой, петляющей по склону, словно серпантин, взбирающейся по склону горы. Этот расстилающийся далекий и заманчивый путь для каждого из нас неоднозначен. Для одного он становится ярким, и безприпятственным, и длинным, для другого - коротким и обрывистым, но освещенным ярким светом открытий, для третьего - длинным, круто взбегающим вверх, полным лишений и, несмотря ни на какие невзгоды, достигающим намеченной цели. Как бы там не было, как гласит восточная мудрость, дорогу осилит идущий.

Мой жизненный путь, выходца из обескровленной в годы репрессий черкесской семьи из аула Хабез Карачаево-Черкесской Республики, к высотам большой научной и научно-педагогической деятельности, был очень трудным и довольно тернистым. Я отношусь к тому поколению, которое, так и не познав, что такое детство, вступило не по годам в пору зрелости. Самая жестокая в истории человечества Великая Отечественная Война, с последовавшим за ней лихолетьем - периодом возрождения страны, взвалили на хрупкие плечи осиротевших детей все заботы, тяготы и лишения повседневной жизни. Но мы дети войны, несмотря на нищенское существование, отягощенное серьезными издержками школьного образования, с помощью государства сумели выжить и стать на ноги. Отец - Бураев Али - один из 13 детей бывшего старшины аула Хабез - Борей Каншао - в новых социально-экономических условиях советской власти, вынужден был приобрести какую-то специальность. Он обучился кузнечному делу. Так, отец оказался в числе первых представителей, формирующегося рабочего класса. Однако это его не спасло от возможного ареста в годы сталинских репрессий. Рано или поздно он должен был быть арестован потому, что, как было отмечено, являлся сыном бывшего до революции старшины аула, к тому же относился к одному из трех именитых родов Хапсироковых, Дауровых, Бураевых, составлявших костяк населения аула. Так, однажды он оказался в списке троцкистов. Узнав об этом он тайно с семьей бежал в Карачай, где вскоре прослыл классным кузнецом по прозвищу "Али-темирчи". В первые же дни Великой Отечественной войны, несмотря на имеющуюся бронь, добровольно ушел на фронт. Мы вернулись в родной аул. Жили очень бедно, как впрочем, большинство селян. Но в отличие от других односельчан наше семейное положение усугублялось тем, что у нас не было своего жилья и долгие годы ютились по квартирам. Мизерное пособие за погибшего отца и нетрудоспособность матери по инвалидности обрекли на жизнь впроголодь.

Начал работать в колхозе с 13 лет. Будучи старшеклассником, в летние каникулы подрабатывал весовщиком от МТС при самоходном комбайне. Так было и в студенческие годы, и в годы учебы в аспирантуре. Жизнь в труде и постоянной заботе о куске хлеба сформировали во мне целеустремленность, трудолюбие и обязательность. У меня никогда не было никаких иллюзий относительно возможной поддержки и помощи со стороны. После окончания областной национальной средней школы - интернат в Черкесске, передо мной встал вопрос выбора будущей профессии. Мать, выполняя наказ отца перед уходом на фронт, имела твердое намерение дать мне высшее образование. Но материальное положение семьи лимитировало выбор ВУЗа. Передо мной была поставлена задача, получить высшее образование как можно в самый короткий срок. Так, вместо Ростовского медицинского института по совету учительницы географии, я поступил на географический факультет Ставропольского педагогического института. Глубоко убежден в том, что при любых условиях, какую бы специальность я не выбрал, непременно, обязательно стал бы ученым, исследователем. Об этом свидетельствует тот факт, что я рано начал заниматься научной деятельностью. Так, уже на 3 курсе, выполненная мною курсовая работа с помощью известного ученого-краеведа Гниловского В.Г., моего бывшего преподавателя, была опубликована в качестве научной статьи в краеведческом сборнике "Материалы по изучению Ставропольского края". Эта научная статья, под названием "Карстовые воронки Хабезского района Черкесской автономной области", оказалась очень актуальной и нужной по ряду причин: - впервые было дано научное объяснение загадочным, глубоким и обширным провалам в пределах Скалистого хребта около аула Хабез; - статья пришлась ко времени становления и развития "Карстовения" как самостоятельной научной дисциплины в структуре географических наук; - и самое главное - это, что местное население, связавшее образование провалов с нечистой силой, получило четкое представление о морфологии и их происхождении, а также возможностей их дальнейшего развития. Статья была замечена не только нашими, но и французскими учеными карстоведами и спелеологами. Ученый совет Ставропольского пединститута вынес решение о рекомендации меня в аспирантуру. После окончании учебы в пединституте, отработав в школе и секретарем Хабезского РК ВЛКСМ положенных двух лет, я поступил в аспирантуру Института географии Академии наук СССР.

Эта статья мною была представлена в качестве реферата. Председателю приемной комиссии в аспирантуру Рихтеру Г.Д. работа понравилась, и я стал аспирантом по специальности "Геоморфология". Но мне не суждено было стать геоморфологом волей случая. Случайность - непознанная закономерность. По сути, мои научные интересы были более обширны. Видимо это и сыграло роль в изменении вектора научных интересов. Вскоре, находясь в составе Кавказской экспедиции, я знакомлюсь со стажером из Института географии Болгарской Академии наук Кириллом Мишевым. Он предлагает мне написать статью о Черкессии для Болгарского журнала "География". Председатель экспертной комиссии, дававшей право публикации научных статей за рубежом, Маслов Е.П., прочитав эту статью, предложил мне перейти к нему в аспирантуру и заняться проблемами социально-экономической географии национальных регионов Северного Кавказа. Аргументы и доводы Маслова Е.П. были настолько серьезными, что я дал согласие и стал его аспирантом. Сделать этот шаг мне стоило очень больших трудов. Для того, чтобы быть аттестованным за первый год пребывания в аспирантуре по специальности геоморфология надо было сдать кандидатский минимум по ряду физико-географических дисциплин. Вместе с тем, чтобы стать аспирантом второго года обучения по специальности социально-экономической географии, также надо было сдать ряд кандидатских минимумов по экономической географии. Путем невероятных усилий я справился с поставленной задачей.

За время учебы в аспирантуре я в полной мере осознал, в чем заключается разница педагогического института и университета. В отличие от аспирантов с университетским образованием мне пришлось очень многое "добирать", чтобы стать самодостаточным в научной деятельности. В те времена эта разница была особенно заметна между теми, кто окончил периферийный вуз и теми, кто поступал в аспирантуру после окончания центрального вуза. Я вырос за годы аспирантуры только потому, что оказался в среде выдающихся ученых-географов. Творческий коллектив Института географии состоял большей частью из географов по тому времени всемирно известных советских географических школ. Я старался, как можно чаще бывать на защитах диссертационных работ, научных конференциях, всякого рода заседаниях и т.д. Меня потрясла простота их общения, их исключительная работоспособность и доброжелательность. Эта была насыщенная научными идеями творческая среда талантливых людей.

Так я рос в аспирантуре в среде выдающихся географов. Если я не попал бы в аспирантуру Института географии АН СССР, то вряд ли стал бы ученым-географом. Институт географии был местом сосредоточения крупнейших научных сил в области отечественной географии.

Коллектив включал большинство представителей выдающихся географов нашей страны. Больше всех по тем или иным причинам мне пришлось общаться с такими учеными как Герасимов И.П.- академик АН СССР, директор Института географии АНСССР,активно содействовавшим формированию национальных школ географов в регионах страны, автора множества научных работ, карт и атласов, Преображенский В.С. - ученый в области физической и рекреационной географии, один из первых широко пропагандировавших математические методы в географии, Покшишевский В.В. - один из виднейших советских экономико-географов основоположников географии населения, крупный этногеограф, внесший особенно большой вклад в разработку проблем миграции населения СССР и т.д.,Помус М.И. - известный экономико-географ, автор ряда фундаментальных исследований и учебных пособий для вузов по экономической географии Сибири, теоретик по экономическому районированию СССР и таксономии внутриобластного районирования. В аспирантуре, а затем по жизни не раз приходилось встречаться со многими выдающимися учеными, общение с которыми обогащали новыми мыслями и идеями. Это были такие видные ученые-географы как Лаппо Г.М., Липец Ю.Г., Комар И.В., Кибальчич О.А. и другие. Вполне понятно, что Маслов Е.П. являлся главным моим наставником.

Евгений Петрович - один из сыновей широко известного, знаменитого статистика-экономиста дореволюционной России, а затем первого академика нашей страны после Октябрьской революции Петра Маслова. Научное творчество Маслова Е.П., ознаменовано новаторскими теоретическими и практическими географическими исследованиями поблеем территориальной организации производительных сил страны и регионов в виде монографических работ, научно-популярных книг и статей. Его неповторимая работа, опубликованная в Москве в 1966 году "Производительные силы Северного Кавказа: проблемы географии хозяйства и освоения ресурсов" актуальна и сегодня.

Я ученый экономико-географ и в некотором смысле стал первопроходцем в изучении производительных сил национальных регионов Северного Кавказа. Сам по себе тот факт, что я с базовым географическим образованием выходец из титульных народов республик Северного Кавказа первым защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию по географической проблематике явление было необычным, сенсационным.

Моя жизнь, начиная, со студенческой скамьи и по сей день, так или иначе, связана с географией по научной, научно-педагогической и организационной деятельности. В процессе экономико-географических исследований решались следующие задачи:

- раскрытие географических аспектов, сложных проблем формирования территориальной организации производительных сил, национальных регионов Северного Кавказа;

- выработка конкретных практических предложений, касающихся вопросов территориального разделения труда, формирования территориально-производственных комплексов, экономического районирования, системного анализа географии расселения, демографической ситуации, проблем рационального использования трудовых ресурсов, естественных и других ресурсов;

- вскрытие связи и взаимодействия между отдельными элементами в их динамике и локальных территориальных сочетаниях и определение стратегических целей развития региона и тактические пути их достижения.

В развитии географии особое место заняла и занимает научно-педагогическая деятельность в вузах. По моему глубокому убеждению, преподавательская деятельность должна носить творческий характер. Простое копирование учебника или учебного пособия - это бессознательный процесс, не позволяющий развиваться творческому мышлению студента.

Учебников с годами становится все больше и больше. Они нужны, они полезны и необходимы для преподавателей и студентов при одном условии - если лектор рассказывает студентам только самое новое, что не успело войти в учебник, или самые сложные и самые актуальные вопросы курса. А для этого ученый-педагог должен заниматься подготовкой своих учебников и учебных пособий, носящих творческий характер, которые дополняют или расширяют, а может быть, и разъясняют очень сложные и важные вопросы уже готовых учебников и учебных пособий. В этом смысл научно-педагогической деятельности педагога высшего учебного заведения. Еще более значимо, если ученым разрабатывается новый курс.

Таков основной лейтмотив более чем 40-летней моей научно-педагогической деятельности в системе высшего образования в разных учебных заведениях страны.

Указатель научных,научно-методических и научно-популярных изданий и картографических работ

"Ученый без трудов - дерево без плодов".

Саади.

1954

1.Карстовые воронки Хабезского района Черкесской автономной области: Материалы по изучению Ставропольского края. Сборник. - Ставрополь, 1954.-№6 - С.353-358.

1959

2.Черкезия. Сп. География. Географический институт п./и БАН.- София , 1959.- С.5-8.

1961

3.Карачаево-Черкесская Автономная область//Краткая географическая энциклопедия, СЭ.- 1961.-№2.

4.Экономико-географический очерк Карачаево-Черкессии. - Черкесск.: Карачаево-Черкесское книжное издательство,1961 - 104с.

1964

5. Къэрэшей-Черкес Автономнэ областым щыпсэухэм я географие.- Черкесск.: Ставрополь тхылъ тедзапIэ. -1964 - С.1-28

1968

6.Атлас Ставропольского края. Карта "Карачаево-Черкесская Автономная область. Образование, культура, здравоохранение": Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. - М, 1968.-29с.

7.Вопросы промышленного производства, условий его развития и размещения в Карачаево-Черкесской Автономной области //Вопросы экономики Карачаево-Черкессии.- Черкесск, 1968.- Вып.I- С.5-29.

1969

8.Черкесск: Экономико-географический очерк.- Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства,1969. -С.1-144.

1971

9.Ленинский план социалистической индустриализации и промышленное развитие Карачаево-Черкессии. По ленинским заветам: Сборник статей. - Черкесск.: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. - 1970. -С.59-114.1971.

10.География производительных сил Карачаево-Черкессии: Проблемы экономического развития микрорайонов.- Черкесск Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства..: 1971 - С.1-272.

1972

11.Карачаево-Черкессия за полвека. 1922-1972.- Черкесск.: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства.- 1972. - С.1-200.  Соавт.: Л.А. Бекизова, Р.А. Бураев, Г.Т. Гочияев, Р.А.,Джанибекова, З.И. Истоминская, Д.В. Качура, К.Т. Лайпанов, Л.К. Ломакина, В.П. Невская, Е.Н. Сорокина, У.Е. Темиров, В.Б.Тугов, К.И. Чомаев

1973

12.Черкесск //Советская энциклопедия. - М.,т.16.- 1973.

13.Некоторые вопросы развития комплекса производств по переработке сельскохозяйственного сырья в Карачаево-Черкессии. //В сб. Вопросы экономики Карачаево-Черкессии. - Черкесск.: Карачаево-Черкесская областная типография, 1973.- Вып.3.-С.14-30.

14.Вопросы методики определения сырьевых зон агропромышленных комплексов в горных районах Кавказа: на примере Эркен-Шахарского сахарного завода. // В сб. Вопросы экономики Карачаево-Черкессии.- Черкесск.: Карачаево-Черкесская областная типография. - 1973. -Вып.3.С.-155-165.

1974

15. Комплекс сельскохозяйственного производства и производств по переработке сельскохозяйственного сырья Центрального Кавказа /Ответственный редактор, профессор Маслов Е.П. Карачаево - Черкесск.: Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства,1974.- С.1-196.

1976

16.Compares on historicog Ographique de montages temperas, d”aprёs Ie Symposium franco-sovi? Tique "Alps - Caucase" de 1974. P. Veyret (France, Grenoble), R.A. Buraev (USSR, Stauropol), V.S. Preobrajensky (USSR, Moscow). Symposium g? Ographique franco-sovi? Tique "Alps - Caucused". Grenoble, Ju In 1976.-Р.-17-19.

1980

17.ЕхъулIэныгъэм хуэкIуэу //Iуащхьэмахуэ.- Нальчик, 1980.-№2.- С.94-96.

18.Методические указания по подготовке и выполнению курсовой работы по экономической географии СССР и зарубежных стран для студентов-заочников учетно-экономического факультета по специальности: 1737- "Бухгалтерский учет". - Нальчик.: КБГУ, 1980.-С.1-22.

1981

19. Методические указания по подготовке и выполнению курсовой работы по экономической географии: для студентов специальности "Бухгалтерский учет".-Нальчик.: КБГУ,1981.- С. 1-23.

20.Comparais on historico-gographique des Alpes et du Caucase. . Veyret (France, Grenoble), R.A. Buraev (USSR, Stauropol), V.S. Preobrajensky (USSR, Moscou). Revue de geographie Alpine. Spcial. Caucase.- Grenoble.: Institute de geographie Alpine.- 1981- T.IXIX.- №2.-Р.353-356.

21.Нальчик.:Научно-популярный экономико-географический очерк.- Нальчик.: Эльбрус, 1981.- С. 1-120.

1983

22.Методические указания к курсовым работам по экономико-географическому изучению промышленного предприятия:для студентов специальности 1737 дневного, вечернего и заочного обучения.- Нальчик.: КБГУ, 1983.- С.1-16.

23.Своеобразие и типологические черты территориально-производственных комплексов национальных экономических районов областного типа:Сб. научных трудов КБГУ и ЛФЭИ.- Нальчик, 1983.

24.Проблемы формирования и развития территориально-рекреационных систем КБ АССР: Всесоюзный семинар "Проблемы регионального выравнивания уровня жизни и развития отраслей непроизводственной сферы".-М., 1983. -Часть П.- С.192-194.

25.Развитие производительных сил как основа повышения уровня и темпов роста производительности труда в КБ АССР:Сб. научных трудов КБИИФЭ "Актуальные проблемы повышения эффективности производства в народном хозяйстве КБ АССР".- Нальчик, 1983.

1984

26.Методические указания к курсовым работам по экономической географии отраслей сельского хозяйства и сельскохозяйственных предприятий:для студентов специальности 1737 дневного, вечернего и заочного обучения.- Нальчик, КБГУ, 1984. С.1-22.

27.Рекреационите системы в Северен Кавказ// Брой.-София.: Географски институт при БАН.-1984.-С5-6.

28.AN EIBRUSN TOVEBEN // Orsag-vilag/-Будапешт,1984.-С14-15. Соавт.: BASSA LASZLO

29.Большой Кавказ: Общая характеристика хозяйства. //В кн. "Большой Кавказ - Стара- Планина (Балкан). Сравнительно-географический анализ природно-ресурсного потенциала и его роли в развитии и размещении в горных странах".- М., 1984.-С. 163-168.

30.Большой Кавказ: Типы хозяйственного освоения горных регионов.//В кн. "Большой Кавказ - Стара-Планина (Балкан). Сравнительно-географический анализ природно-ресурсного потенциала и его роли в развитии и размещении в горных странах". -М., 1984. С.-168-173.

1985

31.Нальчик: Экономико-географический очерк.- Нальчик.: Эльбрус, 1985. -С.1-190.

32.Налшыкрэ ар къэзыухъуреихь щIыпIэхэмрэ// Iуащхьэмахуэ.- 1985.- №5.-С. 64-69.

1986

33.Рекреационните системи в Кабардино-Балкарската АССР: География, научно-популярно списание Брой 3 1986 година.- София.:Географски институт при БАН.-С. 6-9.

34.Методические указания по подготовке и выполнению курсовой работы по экономической географии для студентов-заочников учетно-экономического факультета КБГУ.- Нальчик, 1986. -С. 1-27.

35.Дыщалъхуа щIыналъэр: Севернэ Кавказыр.//Нур-№10. -1986.С. 7-8.

36.Севернэ Кавказым и природэр//Нур.-1986.-№11.- С.6-8.

37.Дыщалъхуа щIыналъэр//Нур.- 1986.-№12.-С. 7-8.

1987

38.Задачи и методические указания по выполнению практических занятий по курсу "Экономическая география": Для специальности 1737-Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности. Нальчик.: КБГУ, 1987. С.1-26.

39.Нальчик - столица горного региона // В сб. Экономико-географические исследования горных регионов: состояние и задачи.- М.: Институт географии АН СССР,1987. -С.4-9.

40.Дыщалъхуа щIыналъэр:Краснодарскэ край//Нур. -1987.- №2.-С.6.

41.Дыщалъхуа щIыналъэр: Ставропольскэ край. //Нур.-1987.-№3.- 1987. -С.11-12.

42.Дыщалъхуа щIыналъэр: Северо-Осетинскэ АССР//Нур.- 1987. -№4. -С.11-12.

43.Дыщалъхуа щIыналъэр// Нур.- Нальчик, 1987. -№5.-1с.

44.Дыщалъхуа щIыналъэр//Нур.-Нальчик, 1987.- №6.- С.11-12.

45.Дыщалъхуа щIыналъэр: Ростовскэ областыр//Нур.- Нальчик, 1987.- №7.С. 11-12 .

46.Псыр псэщ. Псыр - псэхэлъхьэщ //Нур.- Нальчик, 1987. -№8.- 11 с.

47.Дунейм и нэхъ псышхуэхэр: Волгэ (Индыл//Нур. -Нальчик, 1987.- №9-С.11-12 .

1988

48.Информация о природопользовании и охране окружающей среды в Кабардино-Балкарии (за период 1981-1986 гг.). АН СССР: Материалы рабочего международного совещания по теме 1.3 СЭВ Москва-Вильнюс, октябрь 1987// В сб. Оценка и прогноз природопользования в развитии регионов. -М., 1988. С.189-192 .

49.Закономерности расселения на Северном Кавказе. АН СССР. Институт географии// В сб. Проблемы горного хозяйства и расселения.- М., 1988.- С.143-145.

50.Дуней дыкъэзыухъуреихьыр хъумэн //Iуащхьэмахуэ.- Нальчик, 1988.- №4.- С.71-74.

51.Методические указания для самостоятельной работы студентов по теме: "Северо-Кавказский экономический район". Для специальности 0608- "Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности" .-Нальчик.:КБГУ, 1988.- С. 1-20.

52.Дунейм и псышхуэхэр//Нур.- Нальчик, 1988. №2. -12с.

53.Дунейм и псышхуэхэр: Енисей//Нур.-Нальчик, 1988.- №4. -11с.

54.Дунейм и псышхуэхэр: Лена //Нур.- Нальчик, 1988.- №6. -13с.

55.Дунейм и псышхуэхэр: Амур //Нур.- Нальчик, 1988.-№9. -12с.

56.Дунейм и псышхуэхэр.: Амазонкэ //Нур.- Нальчик, 1988.-№10. С.11-12.

57.Дунейм и псышхуэхэр:Амазонкэ и псыхъуэхэм къыщыкI къэкIыгъэхэр//Нур.- Нальчик, 1988.-№12.-С.12-13.

1989

58.Региональные особенности урбанизации Северного Кавказа: Сборник научных трудов "Основные проблемы географии Центрального Кавказа".- Орджоникидзе, 1989. -С.108-119.

59.Ди гугъэхэмрэ Iуэхур къызэрыщIидзамрэ //Iуащхьэмахуэ.- Нальчик, 1989.- №3.-С. 63-66.

60.Размещение производительных сил и экономика районов СССР: Учебное пособие.- Нальчик,1989. -С.1-85.

61.Дунейм и псышхуэхэр: Амазонкэ и псэущхьэхэр//Нур.-Нальчик, 1989. -№2.- С. 9-10.

62.Дунейм и псышхуэхэр: Оринокэ - дыщэ щIыналъэм щожэх //Нур.- Нальчик, 1989.- №4.-С. 12-13.

63.Дунейм и псышхуэхэр: "Псыхэм я адэ" //Нур.- Нальчик, 1989.- №5. -С. 11-12.

64.Дунейм и псышхуэхэр: Нил //Нур.-Нальчик, 1989. -№8.-С. 11-12.

65.Дунейм и псышхуэхэр:Азием и псы цIэрыIуэхэр //Нур.- Нальчик, 1989. -№10.-С. 11-12.

66.Дунейм и гуэлышхуэхэр//Нур.- Нальчик, 1989.- №12 -С.11-12.

1990

67.Промышленность. География Кабардино-Балкарии: Пособие для учащихся средней школы. -Нальчик.:Нарт,1990.-С. 110-118.

68.Горно-лесной территориально-хозяйственный комплекс КБ АССР: Межвузовский сборник научных трудов "Ресурсы, расселение, хозяйство Северного Кавказа".-Ставрополь, 1990.-С. 64-71.

69.Занимательная география Кабардино-Балкарии.- Нальчик.:Эльбрус,1990.- 102с.

70.Расчеты и просчеты: национально-хозяйственные проблемы и экология КБ АССР// В сб. Мир культуры.- Нальчик, 1990.- Вып.1

71.Дунейм и гуэлышхуэхэр: Каспий //Нур.- Нальчик, 1990.- №1.-15с.

72.Дунейм и гуэлышхуэхэр: Викторие//Нур.- Нальчик, 1990.- №7. -13с.

73.Арал тенджызыр//Нур.- Нальчик, 1990.- №8.- 12с.

74.Дунейм и гуэлышхуэхэр: Танганьикэ// Нур.-Нальчик, 1990.- №10. - 11с.

75.Дунейм и гуэлышхуэхэр: Байкал //Нур.-Нальчик, 1990.- №11.- 12с.

1991

76.Дунейм и къурш ин дыдэхэр//Нур.-Нальчик, 1991. -№1. -С.3-4.

77.Дунейм и къурш ин дыдэхэр: Джомолунгмэ//Нур.- Нальчик, 1991. -№2.-4с.

78.Дунейм и къурш ин дыдэхэр: Iуащхьэмахуэ//Нур.-Нальчик, 1991.- №4. - 11с.

79.ADICE TOPRACIARININ ISCALIIN TARiHCESI//KAFKASVA.CERCECI.SAMSUN.-1991.-З8-11.

80.Ди къэралым и къурш ин дыдэхэр//Нур.-Нальчик, 1991. -№7. 13с.

81.Америкэм и къурш инхэр//Нур.-Нальчик, 1991.- №9.- 13с.

1992

82.AOICE TOPRACININ ISCAL VE OIRENIS OY KUSU //KAIOAOI.-ANKARA.-1992.-З.10-12.

83.Дунейм и къум инхэр: Сахарэ// Нур.-Нальчик, 1992.- №2. -С.11-12.

84.Дунейм и къум инхэр: Намиб// Нур.-Нальчик, 1992.-№3.-С.13-14.

85.Аравием и къумхэр//Нур.- Нальчик, 1992.- №5.- С. 11-12.

86.Среднэ Азием и къумхэр: Сахарэ//Нур.-Нальчик, 1992. -№6. - С.11-12.

87.Центральнэ Азием и къумхэр: Сахарэ//Нур.-Нальчик, 1992.- №7.- 10с.

1993

88.Транспорт Кабардино-Балкарии и его территориальная организация: Межвузовский сборник научных трудов "Проблемы экономической и социальной географии Большого Кавказа". -Владикавказ, 1993. -С.52-64.

89.Дапщэ дыхъурэ цIыхуу щIым щыпсэур? //Нур.-Нальчик, 1993 .-№1.-С. 11-12.

1994

90.Перспективы рекреационного освоения зоны куэстовых гор КЧР: Доклады адыгской (черкесской) международной АН Майкоп.: Меоты, 1994. -С.76-79.

91.О некоторых проблемах преподавания географии в школах КБР//Педагогический вестник.- Нальчик, 1994.- Вып. 1.- С.134-146.

92.Задания и методические указания по выполнению практических занятий по курсу "Экономическая география".- Нальчик, 1994.- С.1-20.

93.Австралия: Ежемесячный детский журнал писательской организации и мининформ печати КБР.-Нальчик,1994.-№2.-С.9-10.

1995

94.О региональных проблемах Северного Кавказа: Доклады адыгской (черкесской) международной академии наук Нальчик.: Меоты, 1995.-Т. 1.-№2.-С.3-4.

95.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр: Ежемесячный детский журнал мининформ печати КБР и кабардинской писательской организации //Нур.- Нальчик, 1995.- №61.-С. 3-4.

96.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр?: Бжьынуху//Нур.- Нальчик, 1995.- №7. -1995.С. 11-12.

97.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр? :Бжьын //Нур.-Нальчик, 1995.-№8.-С. 11-12.

98.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр?: Къэбыстэ//Нур.- Нальчик, 1995.- №9. -12с.

99.Сыт ид мамэхэм тхуапщэфIыр?: Помидор//Нур.- Нальчик, 1995.-№11.- 11с.

100.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр?: Нащэ//Нур.- Нальчик,1995.- №12.-С. 11-12.

1996

101.Вопросы региональной экономики и экономической географии Северного Кавказа//Вестник КБГУ. Сер. Экономические науки.- Нальчик, 1996.- Вып. 1.-С. 11-15.

102.Программа и планы семинарских занятий по курсу "Экономика и экономическая география КБР". -Нальчик.: КБГУ.: 1996.- С.1-12.

103.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр?: КIэртIоф//Нур.-Нальчик, 1996.- №2.-С. 11-12.

104.Сыт ди мамэхэм тхуапщэфIыр?: Нартыху//Нур.- Нальчик, 1996.- №7. - 8с.

1997

105.Атлас Кабардино-Балкарской Республики: Федеральная служба геодезии и картографии России. Председатель редакционной коллегии.- Москва, 1997.- С.1-43.

106.Экономическая карта. Масштаб 1:600 000:Атлас Кабардино-Балкарской Республики. Федеральная служба геодезии и картографии России.- Москва, 1997.- 28с.

107.Машиностроение и металлообработка. Масштаб 1:1000 000: Атлас Кабардино-Балкарской Республики. Федеральная служба геодезии и картографии России.- Москва, 1997. -29с.

108.Легкая промышленность. Масштаб 1:1000 000: Атлас Кабардино-Балкарской Республики. Федеральная служба геодезии и картографии России. -Москва, 1997. -29с.

109.Территориально-рекреационные системы и рекреационные ресурсы. Масштаб 1:1000 000: Атлас Кабардино-Балкарской Республики. Федеральная служба геодезии и картографии России. -Москва, 1997. -37с.

110.География Кабардино-Балкарии: Что? Где? Когда? -Нальчик, 1997. -С.1-200.

1998

111.География Кабардино-Балкарской Республики: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. -Нальчик, 1998. -269с. Соавт. Л.З. Емузова.

112.Онационально-региональном компоненте стандарта высшего образования//Вестник КБ ГУ. Сер. Экономические науки. -Нальчик, 1998.- Вып. 2. -С.55-57.

1999

113.Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии Кабардино-Балкарской Республики. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -Нальчик, 1999.- 48с.

2000

114.Кабардино-Балкарская Республика: Настенная экономическая карта для общеобразовательных учреждений Масштаб 1:300 000. Роскартография.- Новосибирск,2000.

2001

115.Тыркум щыIэ адыгэ къуажэцIэхэр//Нур.- Нальчик, 2001.- №4. -10с.

2002

116.Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии Кабардино-Балкарской Республики. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -2-е изд. перераб. и доп. .-Нальчик, 2002..-С.1-48с.

117.Русско-Кавказская война и территориальные изменения Кабарды// Черкессия.- Черкесск, 2002.- №1.-С. 153-166.

118.Карта территориальных границ Кабарды XVIII-XIX вв. Масштаб 1:2 500 000// Черкессия.-Черкесск, 2002.-№1.-С.156-157.

119.Карта. Черкессия в XVII-XVIII вв. Масштаб 1:35 000 000. //Черкессия.-Черкесск, 2002.-№1.-С.158-159.

2003

120.Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской Республики: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Поматур.2003.- С.1-152.

121.Карта. Зоны влияния города Нальчика. Масштаб 1:8 000 000.Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской Республики: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Поматур. -2003.- С.129.

122.Теория "скачка" в социализм, минуя капиталистическую стадию развития малых народов // Черкессия.- Черкесск, 2003-. №2.-С. 223-236.

123.Перспективы рекреационного освоения зоны куэстовых гор Карачаево-Черкессии// Черкессия.- Черкесск, 2003.- №3.-С. 132-145.

2004

124.Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии Кабардино-Балкарской Республики. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-3-е изд. перераб. и доп.- М.: Поматур, 2004.-С.1-28.

125.К вопросам развития горных районов Северного Кавказа// Черкессия.- Черкесск, 2004.- №4. -С.195-205.

2005

126.Социально-экономическая география Кабардино-Балкарии: Учебник для вузов.- Нальчик.: Эль-фа.- 2005.- С.1-325.

127.Карта. Русско-Черкесская война (1763-1864 гг.). Масштаб 1:3 500 000. Социально-экономическая география Кабардино-Балкарии: Учебник для вузов.- Нальчик, Эль-фа.- 2005.

2006

128.Экономико-географическая характеристика: Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская Республика. Адыгская (черкесская) энциклопедия. Фонд им. Б.Х.Акбашева.- М., 2006. -С.21-54.

2007

129.Учебная полевая практика по социально-экономической географии: Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности - 020401- География.- Нальчик: КБГУ.-2007.- С. 1-36.

130.Семинары по экономике и экономической географии КБР Нальчик, Эль-фа. - 2007.- С.1-44.

2008

131.Семинары по экономике и экономической географии КБР.- перераб. и доп.- Нальчик.: Эль-фа, 2008.-С.1-44.

Автор текста к атласу и автор ряда карт по социально- экономической географии КБР

Именной указатель

1.Бекизова Л.А.

2.Бураев Р.А.

3.Гочияев Г.Т.

4.Джанибекова Р.А.

5.Емузова Л.З.

6.Истоминская И.

7.Качура Д.В.

8.Лайпанов К.Т.

9.Ломакина Л.К.

10.Невская В.П.

11.Сорокина Е.Н

12.Темиров У.Е.

13.Тугов В.Б.

14.Чомаев К.И.

 
Логин
   
  Пароль
   
   
Войти
 
 
Библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru