Текст Текст
Текст
Текст
КонсультантПлюс-надежная правовая система Текст

Книга и чтение в современном социокультурном пространстве

    

 27 сентября в зале заседаний Ученого совета КБГУ в рамках фестиваля русского языка и культуры «Мы – россияне!» прошел круглый стол «Книга и чтение в современном социокультурном пространстве». Организаторы мероприятия – научная библиотека КБГУ, кафедра русского языка и общего языкознания, управление по профориентационной работе и довузовской подготовке.
Круглый стол объединил представителей общественности, духовенства, ученых КБГУ, учителей, писателей, библиотекарей, учащихся и студенческую молодежь. Главная цель мероприятия – расширить круг людей, читающих книги, сделать чтениекультурной привычкой и духовным занятием!
 
 КТО ВИНОВАТ?
 
     
 
 Проблема чтения, вернее, потери интереса молодежи к этому важному для человека способу получения знаний – одна из самых актуальных в наше время. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать. Но можно ли винить их в этом? Может быть, причина лежит в неумении взрослых приобщить детей к миру книг? Или это следствие резкого прогресса информационных технологий?
 
КОНКУРЕНЦИЯ
 
 
О проблемах школьных библиотек говорила депутат Парламента КБР, и. о. руководителя департамента образования г. о. Нальчик, Римма Нагоева: «Молодежь получает основную информацию через общение со сверстниками, просмотр телепередач, компьютер и Интернет. Книги же как источник информации постепенно уходят на второй план. Оскудение книжных фондов школьных библиотек привело к тому, что многим детям не привита культура чтения.
Молодежь читает, но ее выбор ограничивается зачастую пустой литературой, которая ничего не дает ни уму, ни сердцу, носит характер поверхностный и случайный.
Существует и другая сторона проблемы для школьных библиотек – введение нового федерального стандарта, содержащего в себе обилие информационных ресурсов. Теперь школьным библиотекам приходится конкурировать с образовательными ресурсами».
 
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
 
 
Проректор КБГУ по безотрывным и дистанционным формам обучения Муслим Баразбиев, обращаясь к участникам круглого стола подчеркнул, что современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания молодежи, формирования ее интеллектуального потенциала. «Действующая в нашей стране Национальная программа поддержки и развития чтения должна донести до родителей и педагогов важную мысль: от того, что сегодня читают или не читают наши дети, наша молодежь зависит их нравственный облик, характер и то, как сложится их судьба. А вместе с тем и судьба общества».
                 
ДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ
 
 
«Книга – это источник для духовного и интеллектуального обогащения, - убеждена заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания КБГУ, д. ф. н., профессор Светлана Башиева. – Ничто не может возместить отсутствие навыка анализа и осмысления собственной деятельности, систематизации полученных знаний и их творческого преломления. Для этого важно много читать, думать, размышлять, а способствует этому работа с книгой. Культура чтения – важнейшая часть общей культуры личности и непременное условие ее активной познавательной деятельности. Чем выше познавательная активность, тем шире кругозор, а значит выше уровень культуры личности».
 
НА ВЕРШИНЕ ПРИРАМИДЫ
 
   
 
Книга и библиотека – понятия неразделимые, вместе с тем сейчас существует тенденция доминирования сети Интернет над книгой. Какие пути библиотека видит в сохранении и продвижении книги как ценности печатного слова?
Директор научной библиотеки КБГУ Александр Роголев, обращая внимание на данные социологических опросов, высказал мнение о том, что сегодня в городских библиотеках примерно вдвое меньше посетителей, чем 10-12 лет назад.
60% из тех, кто читает книги – люди пожилые, старше 55 лет. Покупает же новые книги в основном молодежь. И это, во-первых, пособия, справочники, во-вторых, детективы и экранизированные бестселлеры. И только на третьем месте – интерес к классике.
«Сегодня, несмотря на широкое распространение Интернета и его всеобъемлющие учебные ресурсы, библиотека по-прежнему остается важным источником учебной и художественной литературы. К примеру, найти хорошо известную книгу во всемирной сети или на полках магазина проблем не составит, но разыскать редкий, фундаментальный труд будет уже не так легко. В этом случае, библиотека становится необходимой для любознательного читателя, и на вершине информационной пирамиды образовательных интернет услуг, в конечном счете окажется книга», - добавил А. Л. Роголев.
 
ГДЕ ВЗРОСЛЫЕ НЕ ЧИТАЮТ
 
 
 
Нечитающий взрослый не научит читать детей. Об этом говорила Директор педагогического института КБГУ Ольга Михайленко, демонстрируя итоги анкетирования среди студентов, сообщила, что процент читающих в семьях (как среди детей, так и среди взрослых) оставляет желать лучшего: «Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально неразвитыми, малограмотными».
Чтобы выяснить, насколько любят читать, был проведен опрос 208 студентов. Демонстрируя итоги этого анкетирования, О. Михайленко сообщила: «На вопрос «Как часто вы ходите в библиотеку?» респонденты ответили так: часто- 98 человек (47%), редко -24 (11%), не посещаю – 86(41%).
Директор пединститута предложила организовать в КБГУ литературные клубы, регулярно проводить работу по пропаганде классики в форме устных журналов. Сотрудникам библиотеки КБГУ раз в семестр предоставлять информацию в дирекции институтов об анализе читательских формуляров. По ее мнению, проведение таких мероприятий будет повышать уровень знаний молодежи.
  
       СПОР ПРО ИУДУШКУ
 
 
 
 Член Общественной палаты КБР Мария Котлярова рассказала о приятно увидевшем случае. Направляясь в с. Бабугент Черекского района, в маршрутном автобусе она услышала, что подростки (учащиеся кадетской школы) говорят об Иудушке Головлеве отрицательном персонаже произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Обсуждали, обсуждая». Ребята были поражены подлостью «пакостника, лгуна и пустослова», его дурным отношением к матери, сыну, другим родственникам.
-Предмет их разговора не просто удивил, а просто потряс,- поделилась впечатлением Мария Котлярова. -Чувствовалось, что кадетов произведение классика русской литературы заинтересовало, взволновало. Значит, школьный педагог работает, требует от учеников прочтения художественных произведений, и результат-воспитание душ – есть.
Именно такие мгновения радуют и опровергают утверждение о всеобщем культурном и интеллектуальном угасании.
 
ПРИЯТНЫЙ ФАКТ
 
 
Поделилась своими мыслями д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы Зухра Кучукова: «Бытует мнение о том, что студенты негуманитарных факультетов, ориентированные на получение профильного образования, не имеют навыков чтения художественной литературы.
 
Насколько мне известно, ежегодные исследования, проводимые в библиотеке университета по проблеме чтения, дают основание считать, что в университете есть много студентов, которые в свободное от учебы время читают для души. Это приятный факт, доказывающий, что книга не ушла из жизни людей, и всегда будет путевым ориентиром человека».
 
ТВОРЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ
 
 
Магистрантка кафедры английского языка института истории, филологии и СМИ Фатимат Таймурзаева в своем выступлении говорила: «В современном мире недостаточно быть просто образованным человеком – специалистом в узком направлении. 21 век предъявляет свои требования. Необходимо быть интересным человеком, личностью. Только чтение по-настоящему хорошей литературы позволяет обогатиться духовно, развить способность к эмпатии, сопереживанию, научить вдумчивости и рефлексии».
Кабардино-Балкарский госуниверситет является открытым культурным полем для развития активной творческой молодежи. Здесь учится большое многокультурное сообщество студентов, представителей из разных стран зарубежья. Впечатляет интеллект и знание русского языка многих иностранных студентов.
Выступление молодого человека, приехавшего из Судана, украсило мероприятие, посвященное проблемам чтения. Али-Исмаил Амэр, магистрант 1 курса Института истории, филологии и СМИ – незаурядный читатель, ему очень нравится русская классика.
То, как безупречно он говорил на русском языке, читал стихи Пушкина, заслуживает наилучших похвал.
Блистательно выступили и нальчикские школьники: Валерия Невсит (9 класс, гимназия №9) и Валерий Таов (11 класс, школа №5), представивший интересный проект «Агитатор чтецов».
Самая юная участница круглого стола ученица 6 класса школы №1 с. Шалушка Чегемского района Ирина Юанова – победитель в номинации «Русский язык» общероссийского конкурса «Альбус», проведенного ООО Институтом развития школьного образования (г. Калининград).
             
                     ЕСТЬ ТАЛАНТЛИВЫЕ
 
 
Убедительным примером служения культуре является подвижническая деятельность председателя исполкома Общества книголюбов КБР Натальи Шинкаревой. Вместе со своими единомышленниками она делает все для популяризации книги и чтения среди населения нашей республики.
- У нас есть талантливые читатели, которые не представляют жизни без книг, читают ради удовольствия, могут и хотят поделиться с другими новыми знаниями, порекомендовать интересное произведение. К большой радости, их оказалось немало, - сообщила Наталья Петровна.
 
ВТОРАЯ ЭНЕРГИЯ
 
 
      Образ человека читающего, а значит размышляющего, всегда вызывает уважение. Самуил Маршак говорил: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного слова.
Эти мысли подводят к пониманию важности обратной связи между читателем и автором. Об этом рассказал участникам встречи член Союза писателей РФ, поэт, прозаик, Джамбулат Кошубаев: «За каждой книгой стоит автор. Его творчество – это всегда послание к читателю. Но для потока творчества нужна вторая энергия – вниматель, сопереживатель, круг читателей, общество. Ведь, как утверждал Виктор Гюго: «Творец книги – автор, а творец ее судьбы – это общество». Так, поэзия не может выполнить свое предназначение, становится похожей на бескрылую птицу, если у нее нет аудитории».
 
Способствовать счастью
 
 
Цель искусства, цель книги – служить человеку, способствовать его счастью, помогать совершенствованию человека и человеческих отношений, содействовать сплочению, а не разобщению людей.
Это известная истина, но ее приходится повторить всегда, ибо немало видишь с прискорбием печатной продукции, не имеющей никакого отношения к литературе, проповедующей жестокость и насилие, псевдорелигиозные предрассудки.
О важности понимания роли книги и чтения в духовно-нравственном исцелении современного общества, человека говорили на встрече представители духовенства: заместитель председателя Духовного управления мусульман КБР Алим Сижажев и руководитель филиала отдела образования и катехизации Пятигорской и Черкесской епархии по КБР, иерей  Константин (Осипов).
Священнослужители пожелали молодым людям, чтобы они научились мыслить, творить, приносить пользу, совершенствовать свои знания, совершать хорошие поступки. Ибо все это дарует нам книга.
 
БУДЕМ РАДЫ НОВОЙ ВСТРЕЧЕ
Проблема чтения для библиотеки КБГУ не нова. Здесь тоже ощущается утрата высокого социального статуса книги, переориентация общества на иные ценности и на другие средства массовой информации.
Работники библиотеки, естественно, забили тревогу. Прежде всего, обсудили ситуацию с чтением и возможные варианты ее развития на научно-практических конференциях. И все последующие годы библиотека возвращалась к этой теме с точки зрения различных направлений своей деятельности.
Наша библиотека всегда стремится предоставлять студенческой молодежи культурные ценности, и быть для своих читателей местом творческого общения. Организация выставок, встреч, семинаров, конкурсов оказывает эмоциональное воздействие на формирование ценностных ориентаций среди молодежи. Такие мероприятия способствуют повышению престижа книги и чтения, грамотному ориентированию в литературном потоке.
Встречи с интересными писателями и поэтами, учеными и видными деятелями культуры, помогают библиотеке вуза выполнить свою просветительскую миссию. Это не только позволяет познакомить читателей с многообразием современных тенденций и развлечь их прямым общением с известными людьми, но и дает возможность оценить современную культуру с точки зрения эстетической и исторической ценности, способствует воспитанию молодежи и задает высокий качественный уровень чтения.
Думается, что такие встречи и соединение усилий библиотеки с общественностью дадут определенный импульс развитию культуры среди студенческой молодежи.
Хочу поблагодарить всех участников круглого стола «Книга и чтение в современном социокультурном пространстве». В особенности – руководителя управления по профориентационной работе и довузовской подготовке КБГУ Аксану Карашеву и ее сотрудницу Асю Темирканову; а также моих коллег – работников университетской библиотеки Заиру Хачамизову, Мадину Батову, Альбину Камбачокову и Карину Шурдумову.
Спасибо Светлане Конакбиевне Башиевой – автору большого проекта – фестиваля русского языка и культуры «Мы – россияне!».
Благодарим всех, кто на протяжении долгого времени остаются верными читателями и верными друзьями библиотеки КБГУ. Желаем вам больших успехов в личной и общественной жизни.
Двери нашей библиотеки открыты, и мы всегда рады встрече с вами!
МАДИНА  БУРАНОВА,
кандидат пед. наук, вед. специалист
сферы научно-технической информации
Научной библиотеки КБГУ
 
Логин
   
  Пароль
   
   
Войти
 
 
Библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru