Текст Текст
Текст
Текст
КонсультантПлюс-надежная правовая система Текст

Адаптация иностранных студентов в условиях российских вузов: методологические вопросы

 

 

 
 

Адаптация студентов-иностранцев – это многоаспектный процесс вхождения, развития и становления личности студента-иностранца в российское образовательное пространство. Адаптация - это сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения.

Молодые люди, приехавшие на учебу в нашу страну из других государств, оказываются в очень непростой ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьезным испытанием. Они вынуждены не только осваивать новый вид деятельности – учебу в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии, но и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству. Трудности, которые иностранный студент испытывает в первый год пребывания к новой стране, заключаются с недостаточной языковой подготовкой, преодолением различий в системах образования; адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, привития самостоятельной работы.

Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, можно констатировать необходимость создания ряда действий для оптимизации процесса адаптации иностранных студентов к учебному процессу в высшей школе. При этом адаптацию следует рассматривать как комплексную педагогическую программу, успешность которой определяется множественными параметрами и критериями, позволяющими улучшить качество обучения иностранных студентов и достичь наилучших академических результатов.

С целью оказания методологической поддержки по работе с иностранными студентами библиотека КБГУ организовала выставку «Адаптация иностранных студентов в условиях российских вузов: методологические вопросы». На выставке представлен широкий спектр литературы по данной тематике. Специалисты имеют возможность ознакомиться с материалами, рассматривающими особенности и виды адаптации.

Авторы статей предлагают различные механизмы и методики правильного погружения иностранных студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. Важной темой является методология, которая используется исследователями с целью понять, как иностранные студенты ощущают себя в новой социокультурной среде и какие меры можно принять для усовершенствования условий проживания и обучения, а также облегчения адаптационного процесса для иностранных студентов.

Рекомендательный список литературы по теме:

«Адаптация иностранных студентов в условиях российского вуза»

1.    О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/04/23/inostrantsy-dok.html (дата обращения: 31.07.2014).

2.    Авдеева И.Б. Изучение русского языка иностранными аспирантами из Вьетнама на начальном и продвинутом этапах с позиций когнитивистики// Вестник высшей школы Альма-матер. -2013.-№10.-С.92. 

3.    Адигезалова И.В., Бямбасурэн Буянжаргал Особенности педагогического общения на этапе адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе

http://www.rusnauka.com/6_PNI_2013/Pedagogica/3_130003.doc.htm

4.     Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сборник научно-методических трудов. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — 276 с.

5.    Аннамурадова А.А. 2013. Проблемы адаптации и пути их решения в ШПГУ. Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL:http://www.scienceforum. ru/2013/pdf/6241.pdf .

6.    Бардина-Вижье Е. Ю. Методологические основы изучения процесса социокультурной адаптации иностранных студентов //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 3(44). – Новосибирск: СибАК, 2015.

7.    Батраева О.М., Савельева О.В., Ширяева Е.В. Адаптация иностранных студентов в техническом вузе: программа педагогической поддержки (из опыта работы) // Высшее образование сегодня. -2016.-№3 .-С.34.

8.    Батраева О.М. Ролевые игры в профессиональном аспекте подготовки иностранных студентов// Высшее образование сегодня. -2014.-№2. – С.84.

9.    Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., Наука, 1988.

10. Выявление проблем иностранных студентов в процессе их адаптации в образовательной среде российского вуза Источник: http://refleader.ru/jgeujgbewyfsaty.html

11. Горбулинская Е.И., Кокова Э.Л., Урусов Р.Х. 

К вопросу социально-культурной адаптации иностранных граждан в условиях обучения в России //Современные проблемы науки и образования /Электронный научный журнал.

12. Гребенникова И.А. Аккультурация как субъектное становление иностранного студента в образовательном пространстве вуза//Высшее образование сегодня. -2014.-№1.-С.91.

13. Гузарова Н.И., Кашкан Г.В., Шахова Н.Б. Предмагистерская подготовка иностранных граждан //Высшее образование в России. -2013.-№2.-С.84-89.

14.  Гурулева Т.П. Педагогические основы интеграции иностранных студентов в образовательное пространство вуза (на примере студентов из КНР) // Высшее образование в России. -2016.-№3.-С.144-158.

15. Дебич  М. А. Роль интернационализации образования в воспитании гражданина мира // Вестник высшей школы. Альма-матер. -2016.-№5.-С.29-32.

16. Дольникова А.В. Концептуальные основы теста – собеседования на определение уровня «носитель русского языка». // Высшее образование сегодня. -2016.-№3.-С.38.

17. Дубнев Н.В. Международный проект в региональном вузе: опыт проведения летних школ для иностранных студентов. //Высшее образование сегодня. -2015.- №12.- С.31.

18. Кирилова Ю.С. Культурно-массовая деятельность как один из важных способов адаптации иностранных студентов в Томском политехническом университете //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-4. – С. 670-672.

19. Лебедева О.А., Скопина Ю.И. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов первокурсников к условиям жизни и обучения в России. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2014, В.№35-1.-С.93.

20. Малкова Н.В., Кузмина Г.В.  Прямой эфир: развитие навыков восприятия иноязычной речи// Высшее образование в России. -2014.-№1.-С.156-158.

21. Месхи Б., Пустовая Л.Е., Баян Е.М. и др. Возможности дистанционных педагогических технологий в профобразовании иностранных студентов. // Высшее образование в России. – 2013.-№3.-С.144-147.

22. Мирзоев Э. Д.  Адаптация иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. -2016.- № 2(39).

23. Модель организованной адаптации иностранных студентов в сибирском вузе (на опыте НГУ) // Материалы международной научно-практической конференции, посвященная 15-летию ФИЯ «Язык и культура в условиях интернационализации образования». – Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014 – С. 24-33.

24. Моднов С.И., Ухова Л.В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете. //Ярославский педагогический вестник. -2013.-№2 (1).-С. 111–115.

25. Налчаджян А.А. Проблема социально-психической адаптации. URL: http: //ethnopsyhology.narod.ru (дата обращения: 10.12.2015).

26. Пашкова М.Н. Проблемы обучения иностранных студентов технических вузов России аудированию и конспектированию лекций по профилю будущей специальности //Теория и практика общественного развития. -2014.-№7.

27. Поморцева Н.В., Кротова Т.А.  Преподаватель и иностранный студент в системе высшего образования России. //Высшее образование сегодня. -2014.-«2.-С.76.

28. Ременцов А.Н., Иванова Е.В. К вопросу интенсификации процесса обучения иностранных учащихся путем активизации их учебно-познавательной деятельности //Вестник высшей школы Альма-матер. -2013.-№7.-С.57.

29.  Ременцов А.Н., Иванова Е.В. К вопросу об интенсификации процесса обучения учащихся из Вьетнама //Вестник высшей школы Альма-матер. -2013.-№10.-С.80.

30. Репина М.В. Формирование готовности иностранных студентов первокурсников к преодолению барьеров иноязычного общения. // Высшее образование сегодня. -2009.-№9. –С.64.

31. Социальная адаптация иностранных студентов. http://mybiblioteka.su/6-34804.html 9 авг. 2015г.

32. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Китайский студенты в вузах России // Высшее образование в России. -2014.-№8-9.-С.76-80.

33. Цепитлова А.В., Михалева Л.В. Иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность будущего инженера как результат интеграции его профессиональных компетенций и коммуникативных умений (на примере специальности «Электроника и автоматика физических установок») //Вестник высшей школы Альма-матер. -2016.-№2.-С.64-68.

34. Шаронова Е.Г., Егорова Л.Д. Теоретические основы социальной адаптации студентов-иностранцев в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-5. – С. 1201-1205.

35. Шевелев Г.Е., Кабанова Л.И., Михальченко Е.В. Информационная система для оценки адаптации иностранных студентов. // Вестник науки Сибири. -2012. -№- 1 (2).-С.134–138.

36. Юрчук Г.В., Юрчук В.А., Менделеева Л.Я. Адаптация иностранных студентов в образовательной среде медицинского вуза. // Высшее образование сегодня. -2016.-№3.-С.31.

 

 

Подготовила: ведущий библиотекарь НБ КБГУ Мадина Буранова

  
 

 
Логин
   
  Пароль
   
   
Войти
 
 
Библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru